"Существуют договора между операторами мобильных компаний и потребителями, в котором перечислены права и обязанности сторон. Если, к примеру, без разрешения потребителя ему направляют SMS-спам, то он может это оспорить. Но для этого необходимо иметь на руках договор. В этом случае можно обратиться в суд в связи с нарушением прав. Что может потребовать абонент? Компенсацию? Тогда нужно доказать, что ему причинен ущерб материальный, моральный, либо физический. Если не сможет доказать, в таком случае речь может идти о восстановлении какого-либо права. Чтобы ему больше не поставляли SMS-спам. А штрафы обуславливаются реальным ущербом. Если нет ущерба, смысл в штрафе также отсутствует", - сообщил "Эхо" адвокат Эльман Османов. Между тем на днях народные депутаты фракции УДАР внесли на рассмотрение комитетов Верховной рады Украины законопроект, предлагающий введение штрафов для операторов и провайдеров за спам-рассылки. Операторы отмечают, что зачастую абоненты сами виноваты в получении подобных сообщений. Они же со своей стороны делают все возможное, чтобы защитить абонентов от этого. Депутаты фракции УДАР Александр Мочков, Руслан Сольвар и Павел Рябыкин направили на рассмотрение пяти профильным комитетам законопроект N3739 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью противодействия спаму". Его целью авторы называют обеспечение защиты абонентов мобильной связи от спам-сообщений и повышение ответственности операторов за это, пишет КоммерсантЪ. Согласно тексту законопроекта, спам предлагается определять как электронные сообщения, которые без предварительного согласия абонента умышленно присылаются на его конечное оборудование или на адрес любой службы передачи сообщений. В случае если оператор допустит рассылку подобных сообщений абоненту, его предполагается оштрафовать на 30-40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (510-680 грн.) за одного абонента. При повторной рассылке штраф составит 850-1700 грн. Оператор также будет обязан возместить ущерб, нанесенный рассылкой. Однако методика его оценки в законопроекте не содержится. Как отметил директор по корпоративным связям "Киевстара" Михаил Шуранов, для того чтобы зафиксировать получение спама, необходимо будет написать заявление в милицию. После этого правоохранительные органы должны будут обратиться к оператору для определения маршрута, по которому пришло сообщение. Оператор может его отследить, даже если была осуществлена подмена исходящего номера. Подмена является неоспоримым доказательством спам-рассылки. "Даже сейчас при обнаружении такого факта можно открывать уголовное производство",- сказал господин Шуранов. По словам начальника отдела связей с общественностью компании "МТС-Украина" Виктории Рубан, абонентов часто включают в нежелательные рассылки, так как они сами оставляют свой номер в анкетах магазинов и других открытых источниках информации. "Если абонент хочет отказаться от рассылки, он может обратиться напрямую к рекламодателю или отправить сообщение в специальную службу своего оператора, которая отключает все подобные сообщения",- отметила она. "Специальные программные решения позволяют нам блокировать сообщения и отслеживать их отправителей. Кроме того, мы контролируем контент-провайдеров, с которыми работаем, а также штрафуем их в случае нарушений",- рассказала госпожа Рубан. Суммы подобных штрафов значительно различаются от случая к случаю, однако могут достигать десятков тысяч гривен (Domik.ua-недвижимость). В свою очередь глава пресс-службы Министерства связи и информационных технологий Мушвиг Амиров сообщил "Эхо" что в МСИТ не поступали жалобы в связи рассылкой SMS-спама. Тем временем, как считает адвокат Э.Османов, к данному вопросу необходимо подходить с точки зрения нанесения реального ущерба. "Если нет реального ущерба, то реклама не запрещена и никак не пресекается законом. Повторюсь, если, конечно, она не нарушает прав потребителей и не причинен реальный ущерб, к примеру, здоровью, имущественным интересам". Кстати, законопроект по борьбе с рассылкой SMS-спама разработан и в России. Согласно сообщению interfax.ru, от SMS-спама страдают порядка 76% пользователей. По словам главы комиссии по информационной политике верхней палаты Руслана Гаттарова, настала острая необходимость в регулировании сферы нежелательных сообщений рекламного характера на законодательном уровне. Сенатор рассказал, что Совфед тщательно проанализировал зарубежную практику защиты абонентов от спама и на основе нее предлагается внести поправки в федеральный закон "О связи". Представленный сенаторами законопроект, во-первых, дает четкое определение SMS-спама, чего не было раньше. Во-вторых, оператор получает право на блокировку таких сообщений в соответствии с запросом абонента. Ранее, несмотря на наличие у оператора технологических возможностей заблокировать рассылку спама, он не мог этого сделать из-за юридических ограничений. "При разработке законопроекта мы учли зарубежный опыт защиты от спама, в частности опыт Евросоюза, где запрещается использовать адрес электронной почты в маркетинговых целях, а любые рекламные сообщения могут рассылаться только с предварительного согласия абонента", - пояснил Гаттаров. В частности, в США коммерческая рассылка помечается словом AD, что означает "реклама". При этом абонент имеет возможность в любой момент отказаться от рассылки. Сенаторы рассказали, что отдельные развитые страны в борьбе со спамом пошли дальше. Так, в США и Великобритании по умолчанию запрещена спам-рассылка на электронные адреса физических лиц. Рекламные сообщения отправляются только на коммерческие электронные адреса, а частное лицо может подключить их только по обязательному предварительному согласию абонента. В Китае принято аналогичное законодательство. Более того, в Поднебесной отправитель обязан предоставлять получателю в лице абонента полную информацию о себе и возможность отписаться от рассылки.
|